Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2020
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 16080

Централизованное тестирование по биологии, 2020

1.  
i

Био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
2.  
i

Ос­нов­ной функ­ци­ей крах­ма­ла в живых ор­га­низ­мах яв­ля­ет­ся:

1) за­па­са­ю­щая;
2) струк­тур­ная;
3) ре­гу­ля­тор­ная;
4) со­кра­ти­тель­ная;
5) фер­мен­та­тив­ная.
3.  
i

Яв­ле­ние сни­жен­ной жиз­не­спо­соб­но­сти и про­дук­тив­но­сти ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния по срав­не­нию с ро­ди­тель­ски­ми фор­ма­ми на­зы­ва­ет­ся:

1) ге­те­ро­зис;
2) аут­бри­динг;
3) ал­ло­пло­и­дия;
4) ав­то­по­лип­ло­и­дия;
5) ин­бред­ная де­прес­сия.
4.  
i

Ука­жи­те при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Бе­ла­ру­си ста­тус на­ци­о­наль­но­го парка:

1) На­ро­чан­ский;
2) Сви­тя­зян­ский;
3) Бе­ре­зин­ский био­сфер­ный;
4) По­лес­ский ра­ди­а­ци­он­но-эко­ло­ги­че­ский;
5) Цен­траль­ный бо­та­ни­че­ский сад На­ци­о­наль­ной ака­де­мии наук Бе­ла­ру­си.
5.  
i

Груп­па осо­бей мыши жел­то­гор­лой, оби­та­ю­щей в за­каз­ни­ке Ру­жан­ская пуща, со­став­ля­ет:

1) био­топ;
2) эда­фо­топ;
3) фи­то­це­ноз;
4) ми­ко­це­ноз;
5) по­пу­ля­цию.
6.  
i

Из пяти пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов че­ты­ре можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) йод
2) сера;
3) на­трий;
4) каль­ций;
5) кис­ло­род.
7.  
i

Клет­ку, внут­ри ко­то­рой ос­мо­ти­че­ское дав­ле­ние равно 1,1 МПа, по­гру­зи­ли в рас­твор. Через не­ко­то­рое время клет­ка раз­бух­ла, так как в нее из рас­тво­ра по­сту­па­ла вода. Ука­жи­те воз­мож­ное зна­че­ние ос­мо­ти­че­ско­го дав­ле­ния ис­поль­зо­вав­ше­го­ся рас­тво­ра:

1) 0,6 МПа;
2) 1,1 МПа;
3) 1,2 МПа;
4) 1,4 МПа;
5) 1,6 МПа
8.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида кры­жов­ни­ка 16 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет в со­ма­ти­че­ской клет­ке во время ме­та­фа­зы ми­то­за?

1) 8 хро­мо­сом и 8 хро­ма­тид;
2) 8 хро­мо­сом и 16 хро­ма­тид;
3) 16 хро­мо­сом и 16 хро­ма­тид;
4) 16 хро­мо­сом и 32 хро­ма­ти­ды;
5) 2 хро­мо­со­мы и 16 хро­ма­тид.
9.  
i

Ука­жи­те про­цесс, не ха­рак­тер­ный для све­то­вой фазы фо­то­син­те­за:

1) син­тез мо­ле­кул АТФ;
2) свя­зы­ва­ние мо­ле­кул СО2;
3) рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул воды;
4) окис­ле­ние хло­ро­фил­ла фо­то­си­сте­мы I;
5) воз­ник­но­ве­ние элек­тро­хи­ми­че­ско­го по­тен­ци­а­ла на мем­бра­не ти­ла­ко­и­да.
10.  
i

В про­цес­се га­ме­то­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих спер­ма­ти­ды:

а)  де­лят­ся мей­о­зом; б) яв­ля­ют­ся га­п­ло­ид­ны­ми; в) в пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния пре­об­ра­зу­ют­ся в спер­ма­то­зо­и­ды; г) окру­же­ны по­ляр­ны­ми тель­ца­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют их пи­та­ние.

1) а, б;
2) а, г;
3) 6, в;
4) в, г;
5) толь­ко в.
11.  
i

В ходе эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных на этапе га­стру­ля­ции об­ра­зу­ет­ся:

1) хорда;
2) бла­сто­дер­ма;
3) пер­вич­ная кишка;
4) нерв­ная пла­стин­ка;
5) од­но­слой­ный мно­го­кле­точ­ный за­ро­дыш.
12.  
i

Ре­дук­ция ор­га­нов чувств и нерв­ной си­сте­мы у эн­до­па­ра­зи­тов яв­ля­ет­ся при­ме­ром:

1) аро­ге­не­за;
2) ка­та­ге­не­за;
3) ал­ло­ге­не­за;
4) био­ло­ги­че­ско­го ре­грес­са;
5) мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го про­грес­са.
13.  
i

Ука­жи­те, в каком при­ме­ре со­дер­жат­ся све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к био­хи­ми­че­ско­му кри­те­рию вида:

1) у до­мо­вой и лес­ной мыши раз­лич­ное ко­ли­че­ство по­ме­тов в год;
2) ли­сто­ед олив­ко­вый встре­ча­ет­ся от­дель­ны­ми оча­га­ми в рай­о­не Мо­зы­ря;
3) жи­во­кость вы­со­кая — тра­вя­ни­стое рас­те­ние с ко­рот­ким раз­ветв­лен­ным кор­не­ви­щем;
4) ми­зи­да ре­лик­то­вая оби­та­ет в при­дон­ном слое озер при тем­пе­ра­ту­ре воды не выше 14 °С;
5) са­до­вая и шаг­ре­не­вая жу­же­ли­цы раз­ли­ча­ют­ся по на­бо­ру и ак­тив­но­сти пи­ще­ва­ри­тель­ных фер­мен­тов.
14.  
i

На ри­сун­ке по­ка­за­но со­от­но­ше­ние эко­ло­ги­че­ских групп по от­но­ше­нию к влаге в мо­де­лях лу­го­вых со­об­ществ 1−5.

На лугу, где про­из­рас­та­ет со­об­ще­ство 1, на­ча­ли по­яв­лять­ся зоны по­сто­ян­но­го под­топ­ле­ния. Спро­гно­зи­руй­те, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти будут сме­нять­ся со­об­ще­ства на дан­ной тер­ри­то­рии, ис­поль­зуя пред­ло­жен­ные мо­де­ли:

1) 1 → 2;
2) 1 → 2 → 4;
3) 1 → 3 → 5;
4) 1 → 4;
5) 1 → 5 → 3;
15.  
i

В про­цес­се кле­точ­но­го ды­ха­ния про­изо­шло рас­щеп­ле­ние 12 молей глю­ко­зы, из ко­то­рых пол­но­му окис­ле­нию под­верг­лось толь­ко 8 молей. Опре­де­ли­те, сколь­ко молей АТФ син­те­зи­ро­ва­лось в про­цес­се кле­точ­но­го ды­ха­ния:

1) 456;
2) 312;
3) 304;
4) 296;
5) 152.
16.  
i

У че­ло­ве­ка карий цвет глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме, а нор­маль­ное цве­то­вос­при­я­тие до­ми­ни­ру­ет над даль­то­низ­мом и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Х-хро­мо­со­ме. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным цве­то­вос­при­я­ти­ем, ро­ди­те­ли ко­то­рой были го­мо­зи­гот­ны по гену ка­ре­гла­зо­сти, а отец стра­дал даль­то­низ­мом, вышла замуж за ге­те­ро­зи­гот­но­го ка­ре­гла­зо­го даль­то­ни­ка. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в этой семье среди до­че­рей ка­ре­гла­зой де­воч­ки с нор­маль­ным цве­то­вос­при­я­ти­ем?

1) 0;
2) 12,5;
3) 25;
4) 50;
5) 100.
17.  
i

Ор­га­низм, изоб­ра­жен­ный на гербе го­ро­да Смор­го­ни (см. рис.), от­но­сит­ся к цар­ству:

1) Хищ­ные;
2) Хор­до­вые;
3) Жи­вот­ные;
4) Эу­ка­ри­о­ты;
5) Мле­ко­пи­та­ю­щие.
18.  
i

Со­глас­но прин­ци­пу иерар­хич­но­сти виды рас­те­ний объ­еди­ня­ют в:

1) роды;
2) типы;
3) сорта;
4) от­ря­ды;
5) по­пу­ля­ции.
19.  
i

У хло­рел­лы нет:

1) ядра;
2) хло­ро­пла­ста;
3) ор­га­но­и­дов дви­же­ния;
4) кле­точ­ной стен­ки;
5) спо­ро­об­ра­зо­ва­ния.
20.  
i

На ри­сун­ке внут­рен­не­го стро­е­ния стеб­ля по­кры­то­се­мен­но­го рас­те­ния циф­рой 1 обо­зна­чен(-а):

1) луб;
2) дре­ве­си­на;
3) пе­ри­дер­ма;
4) серд­це­ви­на;
5) па­рен­хи­ма коры.
21.  
i

У рыб орган зре­ния пред­став­лен:

1) бо­ко­вой ли­ни­ей;
2) внут­рен­ним ухом;
3) вку­со­вы­ми со­соч­ка­ми на губах и стен­ках глот­ки;
4) гла­за­ми с плос­кой ро­го­ви­цей и ша­ро­вид­ным хру­ста­ли­ком;
5) пар­ны­ми ме­шоч­ка­ми, каж­дый из ко­то­рых от­кры­ва­ет­ся на­ру­жу от­вер­сти­ем — нозд­рей.
22.  
i

У яще­ри­цы прыт­кой:

а)  в по­зво­ноч­ни­ке име­ет­ся по­яс­нич­ный отдел; б) аль­вео­ляр­ные лег­кие; в) язык на конце раз­дво­ен и слу­жит ор­га­ном ося­за­ния; г) глаза за­щи­ще­ны по­движ­ны­ми ве­ка­ми и ми­га­тель­ной пе­ре­пон­кой; д) тем­пе­ра­ту­ра тела не за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды.

1) а, б, д;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, г.
5) в, г, д.
23.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для круг­лых чер­вей:

а)  по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, иг­ра­ю­щей роль гид­рос­ке­ле­та; б) ки­шеч­ная труб­ка сквоз­ная; в) кро­ве­нос­ная си­сте­ма за­мкну­тая; г) нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но-уз­ло­во­го типа; д) яв­ля­ют­ся раз­дель­но­по­лы­ми.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, г, д;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
24.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для му­хо­мо­ра пан­тер­но­го:

а)  яв­ля­ет­ся ге­те­ро­тро­фом; б) вы­зы­ва­ет микоз у рас­те­ний и жи­вот­ных; в) может раз­мно­жать­ся путем фраг­мен­та­ции ми­це­лия; г) споры со­зре­ва­ют в ниж­нем слое шляп­ки от­кры­то, по­кры­ва­ло от­сут­ству­ет.

1) а, б, в;
2) а, в, г;
3) б, в, г;
4) толь­ко а, в;
5) толь­ко г.
25.  
i

Бак­те­рии, бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти ко­то­рых про­ис­хо­дит ква­ше­ние ка­пу­сты и со­ле­ние огур­цов, по спо­со­бу пи­та­ния яв­ля­ют­ся:

1) анаэ­ро­ба­ми;
2) ав­то­тро­фа­ми;
3) сим­бион­та­ми;
4) са­про­тро­фа­ми;
5) ав­то­ге­те­ро­тро­фа­ми.
26.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

а)  про­стой; б) рас­чле­нен­ный; в) че­реш­ко­вый; г) пе­ри­сто­слож­ный; д) с ду­го­вид­ным жил­ко­ва­ни­ем.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) б, в, д;
4) б, г;
5) толь­ко а.
27.  
i

Ука­жи­те, что в схеме жиз­нен­но­го цикла уло­трик­са (см. рис.) обо­зна­че­но циф­рой 2:

1) бес­по­лое по­ко­ле­ние;
2) ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;
3) ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние;
4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий спо­ро­фит;
5) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий га­ме­то­фит.
28.  
i

В от­ли­чие от щи­тов­ни­ка муж­ско­го для сосны обык­но­вен­ной ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

а)  яв­ля­ет­ся дре­вес­ным рас­те­ни­ем; б) име­ют­ся корни; в) в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет спо­ро­фит; г) пер­вич­ный эн­до­сперм об­ра­зу­ет­ся до опло­до­тво­ре­ния; д) фор­ми­ру­ет­ся пыль­це­вая труб­ка.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) а, г, д;
5) б, г, д.
29.  
i

К раз­ным от­ря­дам од­но­го клас­са от­но­сят­ся:

1) белка и бобр;
2) кит и тю­лень;
3) осетр и бе­лу­га;
4) зебра и но­со­рог;
5) кряк­ва и ут­ко­нос.
30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Жи­вот­ное

1.  овод

2.  краб

3.  до­мо­вый паук

Ха­рак­тер­ный при­знак

а)  гер­ма­фро­дит

б)  ды­ха­ние жа­бер­ное

в)  глаза слож­ные фа­се­точ­ные

г)  име­ет­ся го­ло­во­груд­ной пан­цирь

д)  хо­диль­ных ко­неч­но­стей пять пар

е)  ор­га­ны вы­де­ле­ния — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды

1) 1аве; 2бгд; Зде;
2) 1бг; 2вге; Завг;
3) 1вге; 2вд; Звге;
4) 1гд; 2бге; Збде;
5) 1ве; 2бвгд; Зе.
31.  
i

Ука­жи­те, что на ри­сун­ке стро­е­ния уха че­ло­ве­ка обо­зна­че­но циф­рой 3:

1) слу­хо­вая труба;
2) верх­няя лест­ни­ца;
3) ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка;
4) мем­бра­на оваль­но­го окна;
5) слу­хо­вая ко­сточ­ка — на­ко­валь­ня.
32.  
i

Вставь­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме дви­же­ния воз­ду­ха во время ды­ха­ния че­ло­ве­ка:

гор­тань → ? → брон­хи.

1) тра­хея;
2) аль­ве­о­лы;
3) брон­хио­лы;
4) но­со­глот­ка;
5) мяг­кое нёбо.
33.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для со­еди­ни­тель­ной ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

а)  вы­сти­ла­ет ро­то­вую по­лость; б) от­но­сит­ся к тка­ням внут­рен­ней среды; в) об­ра­зу­ет под­кож­ную жи­ро­вую клет­чат­ку; г) глав­ные ее функ­ции  — за­щит­ная и сек­ре­тор­ная; д) меж­кле­точ­ное ве­ще­ство может быть пред­став­ле­но во­лок­на­ми.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, г, д;
4) б, в, г;
5) б, в, д.
34.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

а)  кость рас­тет в тол­щи­ну бла­го­да­ря де­ле­нию кле­ток жел­то­го кост­но­го мозга; б) ске­лет кисти со­сто­ит из за­пя­стья, пясти и фа­ланг паль­цев; в) в лу­че­л­ок­те­вом су­ста­ве может со­вер­шать­ся вра­ще­ние, сги­ба­ние и раз­ги­ба­ние, при­ве­де­ние и от­ве­де­ние.

1) а, б;
2) а, в;
3) б, в;
4) толь­ко б;
5) толь­ко в.
35.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, не­вер­ное в от­но­ше­нии мо­че­вы­де­ли­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

1) моча из петли Генле по­сту­па­ет в из­ви­той ка­на­лец II по­ряд­ка;
2) струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей почки яв­ля­ет­ся нефрон;
3) на во­гну­той сто­ро­не почки име­ет­ся глу­бо­кая вы­рез­ка — во­ро­та почки;
4) ко­неч­ная моча от­ли­ча­ет­ся от пер­вич­ной на­ли­чи­ем уг­ле­во­дов и ами­но­кис­лот;
5) нерв­ные и гу­мо­раль­ные ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции со­ста­ва и ко­ли­че­ства мочи обес­пе­чи­ва­ют вод­но­со­ле­вой го­мео­стаз.
36.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, на­чи­ная от ле­во­го же­лу­доч­ка серд­ца, ис­поль­зуя пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

а)  ка­пил­ля­ры руки; б) пра­вое пред­сер­дие; в) верх­няя полая вена; г) под­клю­чич­ная вена; д) дуга аорты; е) под­клю­чич­ная ар­те­рия.

1) в → г → а  → е → д → б;
2) д →в → г → а → е → б;
3) д → е → а → в → г → б;
4) д → е → а → г → в → б;
5) е → д → а → в → б → г.
37.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии эн­до­крин­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

а)  по хи­ми­че­ской при­ро­де гор­мо­ны ин­су­лин и глю­ка­гон яв­ля­ют­ся уг­ле­во­да­ми; б) под­же­лу­доч­ная же­ле­за от­но­сит­ся к же­ле­зам сме­шан­ной сек­ре­ции; в) ти­рок­син вли­я­ет на рост, раз­ви­тие, обмен ве­ществ; г) над­по­чеч­ни­ки вы­ра­ба­ты­ва­ют ок­си­то­цин и про­лак­тин; д) при не­до­стат­ке со­ма­то­тро­пи­на раз­ви­ва­ет­ся кре­ти­низм.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) б, в, д;
4) в, г, д;
5) толь­ко б, в.
38.  
i

До­пол­ни­те текст, вста­вив на месте про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу эле­мен­ты:

Врач вы­явил у па­ци­ен­та ане­мию, со­про­вож­да­ю­щу­ю­ся су­до­ро­га­ми и дер­ма­ти­том. При­чи­ной этого мог стать не­до­ста­ток ви­та­ми­на ... (I). Он от­но­сит­ся к груп­пе ... (II). Врач ре­ко­мен­до­вал до­ба­вить в ра­ци­он про­дук­ты, со­дер­жа­щие этот ви­та­мин, на­при­мер ... (III).

1) I — В6; II — во­до­рас­тво­ри­мых; III — мясо, дрож­жи;
2) I — D; II — жи­ро­рас­тво­ри­мых; III — шпи­нат, салат;
3) I — B1; II — во­до­рас­тво­ри­мых; III — ри­со­вые от­ру­би;
4) I — D; II — во­до­рас­тво­ри­мых; III — мор­ковь, то­ма­ты;
5) I — В6; II — жи­ро­рас­тво­ри­мых; III — рыбий жир, пе­чень.
39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

При­мер

A)  на суше ля­гуш­ки ста­но­вят­ся до­бы­чей га­дю­ки

Б)  кор­не­вые вы­де­ле­ния дуба по­дав­ля­ют рост белой ака­ции

B)  па­у­тин­ные клещи вы­са­сы­ва­ют сок из ли­стьев ви­но­гра­да кра­бов

Г)  мор­ские же­лу­ди по­се­ля­ют­ся на пан­ци­ре круп­ных

Д)  птица ремез ис­поль­зу­ет сухие во­лок­на кра­пи­вы для стро­и­тель­ства гнез­да

Тип свя­зей

1)  то­пи­че­ские

2)  фаб­ри­че­ские

3)  тро­фи­че­ские

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1.

40.  
i

Для каж­до­го при­ме­ра му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний (А—Г) ука­жи­те вид му­та­ции:

 

Струк­ту­ра хро­мо­сомВид му­та­ции
до му­та­циипосле му­та­ции
АБВГ

1)  де­ле­ция

2)  ин­вер­сия

3)  три­со­мия

4)  ду­пли­ка­ция

5)  по­лип­ло­и­дия

6)  тран­ско­ла­ция

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1.

41.  
i

Белок со­сто­ит из 40 ами­но­кис­лот­ных остат­ков. Какую длину (нм) имеет ко­ди­ру­ю­щий его уча­сток транс­кри­би­ру­е­мой цепи ДНК, если один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК вклю­ча­ет 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм? Стар­то­вый кодон и стоп-кодон при рас­че­тах не учи­ты­вай­те.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 14.

42.  
i

У ка­ра­куль­ских овец окрас шер­сти и стро­е­ние уха яв­ля­ют­ся ауто­сом­ны­ми при­зна­ка­ми и на­сле­ду­ют­ся не­за­ви­си­мо. Серый окрас шер­сти до­ми­ни­ру­ет над чер­ным, при этом го­мо­зи­гот­ные серые особи не до­жи­ва­ют до по­ло­возре­ло­го воз­рас­та (при пе­ре­хо­де к пи­та­нию гру­бы­ми кор­ма­ми гиб­нут из-за не­до­раз­ви­тия рубца). Скре­щи­ва­ние длин­но­ухих и без­ухих овец при­во­дит к по­яв­ле­нию ко­рот­ко­ухо­го потом­ства. В хо­зяй­стве скре­сти­ли серую без­ухую овцу и се­ро­го ко­рот­ко­ухо­го ба­ра­на и вы­рас­ти­ли их потом­ство до по­ло­возре­ло­го воз­рас­та. Какой про­цент от этого по­ло­возре­ло­го потом­ства со­ста­вят серые без­ухие особи, если рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ство­ва­ло тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му?

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 14.

43.  
i

Паст­бищ­ная цепь пи­та­ния эко­си­сте­мы со­сто­ит из сле­ду­ю­щих зве­ньев (пе­ре­чис­ле­ны в слу­чай­ном по­ряд­ке!): бе­лян­ка, ка­пу­ста, ку­ни­ца, скво­рец. В эко­си­сте­ме оби­та­ет 25 пар сквор­цов. Опре­де­ли­те, сколь­ко энер­гии (кДж) долж­но быть за­клю­че­но в био­мас­се съе­ден­ных про­ду­цен­тов, чтобы обес­пе­чить при­рост каж­до­го сквор­ца на 10 г, если в дан­ной пи­ще­вой цепи со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло 10 %, а в 100 г лю­бо­го кон­су­мен­та за­клю­че­но 400 кДж энер­гии.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 140000.

44.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры ал­ло­пат­ри­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния:

1)  по­яв­ле­ние двух под­ви­дов по­лев­ки обык­но­вен­ной на раз­ных бе­ре­гах реки Волги;

2)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов ивы ко­зьей на ос­но­ве есте­ствен­но про­те­ка­ю­щей по­лип­ло­и­дии;

3)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов лю­ти­ка ед­ко­го в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла;

4)  су­ще­ство­ва­ние на се­но­кос­ном лугу се­зон­ных рас очан­ки ле­кар­ствен­ной, раз­ли­ча­ю­щих­ся по сро­кам цве­те­ния;

5)  об­ра­зо­ва­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла рас ко­зяв­ки иво­вой (жук-ли­сто­ед) из-за из­ме­не­ния пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

45.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний тек­ста, в ко­то­рых до­пу­ще­ны био­ло­ги­че­ские ошиб­ки:

(1)Пред­ста­ви­те­лем сфаг­но­вых мхов яв­ля­ет­ся по­все­мест­но рас­про­стра­нен­ный в Бе­ла­ру­си сфаг­нум мяг­кий. (2)Он имеет пря­мо­сто­я­чий не­вет­вя­щий­ся сте­бель, на ко­то­ром по спи­ра­ли рас­по­ло­же­ны узкие зе­ле­ные ли­стья. (3)В стеб­ле и ли­стьях со­дер­жат­ся круп­ные мерт­вые во­до­нос­ные клет­ки, бла­го­да­ря ко­то­рым сфаг­нум спо­со­бен удер­жи­вать боль­шое ко­ли­че­ство воды. (4)В жиз­нен­ном цикле сфаг­ну­ма пре­об­ла­да­ет га­ме­то­фит. (5)Спо­ро­фит, пред­став­лен­ный ко­ро­боч­кой, не может су­ще­ство­вать са­мо­сто­я­тель­но и пи­та­ет­ся за счет га­ме­то­фи­та. (б)Мно­гие виды мхов, в том числе и сфаг­нум, при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии торфа.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

46.  
i

К каж­до­му со­цве­тию (схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А  — Г) под­бе­ри­те рас­те­ние, для ко­то­ро­го оно ха­рак­тер­но:

 

Время сутокРас­те­ния
АБВГ

1)  вишня

2)  кле­вер

3)  лан­дыш

4)  ты­ся­че­лист­ник

5)  паль­ча­то­ко­рен­ник

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4ВЗГ1.

47.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у рыси в серд­це камер боль­ше, чем у си­ни­цы;

2)  у птиц ор­га­на­ми вы­де­ле­ния яв­ля­ют­ся та­зо­вые почки;

3)  по типу раз­ви­тия птен­цы кур и гусей от­но­сят­ся к вы­вод­ко­вым;

4)  у го­лу­бя же­лу­док двух­ка­мер­ный, а у оленя  — че­ты­рех­ка­мер­ный;

5)  у мле­ко­пи­та­ю­щих орган слуха со­сто­ит из внут­рен­не­го и сред­не­го уха, а у ноч­ных видов име­ет­ся ушная ра­ко­ви­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

48.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те так­сон, к ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит:

Жи­вот­ное

A)  ост­ри­ца дет­ская

Б)  ак­ти­ния кор­ко­вая

B)  гидра сте­бель­ча­тая

Г)  со­саль­щик пе­че­ноч­ный

Д)  три­хи­нел­ла спи­раль­ная

Так­сон

1)  тип Хор­до­вые

2)  тип Мол­люс­ки

3)  тип Чле­ни­сто­но­гие

4)  тип Плос­кие черви

5)  тип Круг­лые черви

6)  тип Коль­ча­тые черви

7)  тип Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

49.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для лей­ко­ци­тов крови че­ло­ве­ка:

 

1)  об­ла­да­ют спо­соб­но­стью к фа­го­ци­то­зу;

2)  ос­нов­ная функ­ция  — свер­ты­ва­ние крови;

3)  клас­си­фи­ци­ру­ют­ся на зер­ни­стые и не­зер­ни­стые;

4)  не­до­ста­точ­ное их ко­ли­че­ство яв­ля­ет­ся при­чи­ной ане­мии;

5)  могут со­дер­жать в мем­бра­не осо­бый белок  — резус-фак­тор;

6)  те­ря­ют ак­тив­ность за пре­де­ла­ми кро­ве­нос­но­го и лим­фа­ти­че­ско­го русла.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14.

50.  
i

Че­ло­век не­про­из­воль­но по­во­ра­чи­ва­ет го­ло­ву в сто­ро­ну ис­точ­ни­ка силь­но­го и рез­ко­го звука. Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого ре­флек­са, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  мышцы шеи;

2)  слу­хо­вой нерв;

3)  ре­цеп­то­ры ушной ра­ко­ви­ны;

4)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на;

5)  дви­га­тель­ный ней­рон в ги­по­та­ла­му­се;

6)  клет­ки кор­ти­е­ва ор­га­на внут­рен­не­го уха;

7)  ниж­ние бугры чет­ве­ро­хол­мия сред­не­го мозга;

8)  слу­хо­вая сен­сор­ная зона коры боль­ших по­лу­ша­рий.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 75412.